Веб-портал міста Люботин » Головна » Дорога, предопределившая судьбу

 Дорога, предопределившая судьбу
Автор: Lubotin   Додано:15 вересня 2010   Переглядів:2157   Категорія - [Головна]
 
 (голосів: 1)

Дорога, предопределившая судьбу

 

19 сентября Харьковская область отмечает историческую дату – 245-летие со дня образования. За это время из патриархально-аграрного она превратилась в индустриально-промышленный, процветающий край. Этому во многом способствовало появление железной дороги. И вот уже более 140 лет Южная магистраль играет важнейшую роль в жизни огромного региона Украины, связывая его, подобно кровеносной системе живого организма, воедино, в общее экономическое и культурное пространство.

 

Безусловно, все отрасли народного хозяйства внесли свою лепту в становление нашего региона, но железной дороге мы обязаны очень-очень многим: именно она во многом способствовала бурному развитию промышленного потенциала Харьковщины. И именно благодаря стальной магистрали некогда маленькая старинная слобода Люботин за короткий срок превратилась в город с мощной железнодорожной инфраструктурой.

 

До появления железной магистрали среднестатистический крестьянин Харьковской губернии выбирался в губернский город или на паломничество к святым местам всего один раз в своей жизни. Те же из простых людей, кем овладевала тяга к путешествиям, в основном передвигались пешком. Средняя скорость таких «турпоходов» составляла 20 километров в день. Основные грузоперевозчики тех веков — чумаки — перемещались примерно с такой же скоростью. Поэтому дорога на Крым у них занимала больше месяца. Значительно быстрее передвигались конные экипажи, но выигрыш в скорости давал проигрыш в весе поклажи, которую можно было брать с собой, так что любая поездка была делом значительным и обременительным.

 

...Датой основания Южной железной дороги принято считать 6 июля 1869 года, когда востроженные харьковчане встречали первый пассажирский поезд, открывший движение на линии Курск — Харьков. С того момента экономика Харьковской губернии стала развиваться гораздо быстрее, чем это было до строительства железной дороги. Люди получили возможность выезжать в другие регионы, например, для учебы. На рынке появились ранее недоступные для большинства товары, оживилась деловая активность, стали расти предприятия, получившие возможность экспорта продукции. Интересный факт: в 1850 году (до строительства дороги) в Харькове проживало чуть меньше 42 тысяч человек. А в 1897 — уже около 200 тысяч. С 1871 по 1899 год количество промышленных предприятий увеличилось более чем в три раза.

 

Именно благодаря железной дороге на Харьковщине появился целый ряд новых населенных пунктов, а многие села и хутора, волею судьбы оказавшиеся вблизи железнодорожного полотна, получили бурное развитие и превратились в города или крупные поселки. Такова история и города Люботин.

 

Наиболее вероятной датой основания Люботина считается первая половина 17 столетия, когда территория Слобожанщины активно заселялась выходцами из Левобережной и Правобережной Украины, а также русскими служилыми людьми. Именно в это время и появилась слобода Люботин на речке Люботинке, которая, скорее всего, и дала название населенному пункту. Постепенно вокруг слободы образовывались все новые и новые села и хутора. А сам населенный пункт со временем превратился в сотенный городок Харьковского казачьего полка. В 1864 году в Люботине насчитывалось 612 дворов.

 

В 1871 году было открыто железнодорожное движение на участке между Харьковом и Полтавой, где и открылась станция Люботин. В первые годы на станции было всего три колеи, а поезд проходил здесь лишь раз в неделю. Но уже в 1880-х годах Люботин превратился в крупный железнодорожный узел, откуда отправлялись поезда в четырех направлениях: на Харьков, Полтаву, Ворожбу и Мерефу. А в 1897 году именно в районе Люботина впервые на Харьковско-Николаевской железной дороге открылось движение по двум колеям — для обеспечения бесперебойных грузоперевозок.

 

Железнодорожники играли ведущую роль и в общественной жизни Люботина. Работники паровозного депо неоднократно массово выступали в защиту своих экономических и политических прав. Уникальным событием, вошедшим в анналы истории, стало провозглашение в ходе вооруженного восстания рабочих и железнодорожников в декабре 1905 года независимого рабочего государства — Люботинской республики. Восставшие захватили станцию и паровозное депо, основали собственное временное правительство и жандармерию. Комендантом был назначен слесарь Павел Глуховцев. Республика просуществовала десять дней и пала после ожесточенного артобстрела.

 

После Октябрьской социалистической революции и гражданской войны в Люботине открываются сразу несколько учебных заведений и курсов, дающих железнодорожные специальности. В 1930-е годы крупнейшими производственными предприятиями Люботина остаются паровозное депо, вагоноремонтные мастерские и другие железнодорожные объекты. В 1970-е годы в городе действовало уже около 20 различных железнодорожных предприятий и организаций.

 

Сегодня через станцию Люботин ежесуточно проходят около 200 поездов. А Южная дорога, являясь активным участником экономических процессов Харьковского региона, продолжает оставаться важным звеном и в жизни Люботина. Что и неудивительно, ведь практически каждая семья в городе так или иначе связана с железной дорогой. Многие жители Люботина работают железнодорожниками, продолжая семейные династии уже в пятом-шестом поколениях. Неслучайно на гербе города изображена железнодорожная символика: молот и штангенциркуль.

 

Один из крупнейших налогоплательщиков Харьковской области, ЮЖД даже во время экономического кризиса продолжает исправно выполнять все свои обязательства перед государством, являя пример настоящего оплота стабильности. По словам начальника ЮЖД Героя Украины Виктора Остапчука, самыми важными принципами в работе коллектива дороги являются профессионализм и порядочность. И эти качества проявляются не только на рабочих местах железнодорожников, но и в тех культурных и общественных начинаниях, которые уже вошли на Южной в традицию. Так, работники ЮЖД восстанавливают и ухаживают за десятками воинских захоронений и памятников, расположенных в полосе отвода железной дороги. Ведется эта работа и в Люботине: несколько лет назад в центральном парке города силами железной дороги был возведен величественный Мемориал Славы, посвященный памяти солдат, погибших при освобождении города от фашистов. Кроме того, руководство ЮЖД всеми силами способствует работе энтузиастов, разыскивающих безымянные или забытые могилы воинов-освободителей и восстанавливающих их имена. «Никто не забыт — ничто не забыто» — для нас это не просто слова, а руководство к действию», — говорит Почетный гражданин Люботина Виктор Остапчук.

 

А еще Южная восстанавливает храмы (например, уникальную часовню на месте крушения царского поезда в 1888 году у станции Борки), занимается благотворительной деятельностью, поддерживая детей-сирот, детей-инвалидов, организует для ребятни экскурсии и концерты, шефствует над школами, поддерживает ветеранов. В Люботинской школе-интернате начальник дороги Виктор Остапчук и его коллеги — всегда желанные гости. Ведь наведываются они к ребятам не только в праздники, но и когда надо чем-то помочь. Так, ЮЖД подарила школе компьютер, регулярно обеспечивает детей-сирот путевками в оздоровительные лагеря. А недавно усилиями этого предприятия во дворе школы была уложена цветная евро-плитка, разбиты клумбы.

 

Так что День Харьковской области — это, безусловно, и ее, Южной железной дороги, праздник.